В минувшем месяце в Ростове Великом прошли праздничные мероприятия, посвящённые Дню города и его традиционному кулинарному бренду — ростовскому луку. Параллельно им в Красной палате ростовского Кремля прошла организованная правительством Ярославской области Межрегиональная конференция, посвящённая подготовке к 50-летию самого знаменитого туристического маршрута России - «Золотого кольца» - первое мероприятие из весьма обширной юбилейной программы.
Сам термин «Золотое кольцо» появился в конце 1967 года, когда журналистом Юрием Бычковым был опубликован посвящённый древнерусским городам цикл очерков под таким названием, впоследствии ставшим названием туристического маршрута и одним из главных туристических брендов СССР, а впоследствии и России. Автор, присутствовавший на конференции, предсавил на ней свою новую книгу « «Золотое кольцо» и Конёво диво».
Конференцию открыл заместитель председателя правительства Ярославской области Михаил Крупин. «Безусловно, нам есть чем гордиться. В «Золотое кольцо» входят сегодня 8 регионов страны, на его маршрутах находится более 20% музеев Российской Федерации, - сказал он. - Но юбилей заставляет задуматься не только о достижениях, но и о проблемах. И время для их решения — до 2017 года - у нас пока есть».
Проблемы связаны прежде всего с тем, добавил г-н Крупин, что за эти полвека сильно изменились путешествующие по «Золотому кольцу» туристы. Они предпочитают путешествовать не большими группами, как в советские времена, а всё в большей степени индивидуально. При этом становятся требовательнее к качеству турпродукта, в котором появляется всё больше новых составляющих — например, всё более популярный и в мире, и в России гастрономический туризм.
Посетовал г-н Крупин и на недостаточную логистическую структурированность маршрута — крупным шагом по её улучшению может стать предстоящая реконструкция до уровня международного ярославского аэропорта Туношна, который мог бы стать главной воздушной гаванью «Золотого кольца». Существует и проект сооружения высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Ярославль с московской площади трёх вокзалов.
Преимущественно о проблемах говорили и остальные участники конференции, в частности, директор ярославской компании «Волга-тур» Юлия Скороходова. Маршрут существует — но не существует единого бренда, нет ни единого туристического портала «Золотого кольца», ни единого событийного календаря. В рамках «Золотого кольца» отсутствует единый статистический учёт, многие туристы учитываются по нескольку раз (в разных музеях, гостиницах и т. д.), особенно это касается туристов, путешествующих самостоятельно.
Но даже при таком, весьма несовершенном подсчёте видно, что по итогам прошлого — да и нынешнего — туристического сезона легко заметить, что по количеству туристов «Золотое кольцо» уступает и Сочи, и Крыму, и даже столь активно «раскручивавшейся» в последнее время Казани. Традиционно для России практически отсутствуют как туристические связи, так и самые обычные транспортные между регионами, чьи города входят в знаменитый маршрут. Иными словами, из одного города «Золотого кольца» в другой чаще всего приходится добираться через Москву. Очень сложна и мотивация каналов продаж. А уж о таких давно известных в мировом туризме вещах, как, например, единая для всего «Золотого кольца» туристическая карта — с соответствующими льготами в музеях и на транспорте, сегодня приходится только мечтать.
Весьма эмоционально говорила г-жа Скороходова и о том, что в канун 50-летия «Золотого кольца» оно, по странному совпадению, и считается маршрутом, образно говоря, для тех, «кому за 50». Считается по многим причинам, среди которых, в частности, туристический продукт «второй свежести» - не потому ли турагентства так не любят продавать «Золотое кольцо»?
Маршрут, увы, во многом остаётся в прошлом веке — это касается и содержания экскурсионных программ, и даже столь «несущественного» предмета, как туристические сувениры. «Золотое кольцо» практически отсутствует в социальных сетях, в частности, в Facebook, столь популярных ныне у молодёжи.
Если у молодёжи сегодня популярны многие виды активного отдыха, в частности, велосипедные маршруты (полезный опыт организации таких мероприятий имеется, скажем, у Углича), то почему бы не организовать в России, а именно на маршруте «Золотого кольца» — это предложение прозвучало со стороны заместителя председателя областного правительства — велогонку, подобную французской Tour de France и Giro d'Italia?
Весьма активно обсуждались на встрече и пути активизации стратегий импортзамещения в туризме, усиления в нём роли некоммерческих партнерств и ассоциаций, развития паломнического, пешеходного и детского туризма.
«Даже не будучи специалистом в области туризма, я понимаю, что «Золотому кольцу» рановато почивать на лаврах, - поделился впечатлениями о конференции автор многих книг по истории русской кулинарии Павел Сюткин. - Но Ростов, уже не первый год продвигающий свой лук как основной кулинарный бренд — а лук на Руси использовался не только как замена весьма дорогих импортных пряностей, но и как консервант — находится, как мне кажется на верном пути. Такие бренды должен иметь сегодня любой город на «Золотом кольце».
/TOURBUS.RU