Российский союз туриндустрии (РСТ) просит Ростуризм продлить туроператорам по выездному туризму возможность работы по действующим договорам страхования ответственности на три месяца из-за трудностей с поиском новых страховщиков, приводит «Интерфакс» слова вице-президент РСТ Юрия Барзыкина.
«По действующему закону туроператоры должны заявить в Ростуризм о том, что заключили новый договор о финансовом обеспечении в виде страхования гражданской ответственности или банковской гарантии, за три месяца до окончания срока действия старого. Подавляющее большинство туроператоров сейчас обязаны пройти ежегодную перерегистрацию, но после череды банкротств на туристическом рынке летом 2014 года многие страховщики отказываются от страхования гражданской ответственности туроператоров или предлагают неподъемные тарифы», - пояснил он.
По словам г-на Барзыкина, в связи с этим он направил главе Ростуризма Олегу Сафонову письмо, в котором просит разрешить перерегистрацию и внесение сведений о туроператорах в федеральный реестр до даты окончания срока действия старых договоров о финансовом обеспечении.
Пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина пояснила, что сейчас, из-за форс-мажорной ситуации, сложившейся на рынке страхования гражданской ответственности, многие туроператоры вынуждены оформлять договор страхования на деятельность по внутреннему туризму, чтобы остаться в реестре. «В этом случае сумма покрытия составляет 500 тыс. рублей, страховщики такие гарантии предоставляют.
В результате оператор остается в реестре, и у него еще есть действующий в течение трех месяцев договор страхования ответственности на деятельность по выездному туризму. Он может продавать туры, но глубина продаж не должна превышать срок окончания действия текущего договора», - рассказала г-жа Тюрина.
Добавим, что, по словам пресс-секретаря Ростуризма Ирины Щегольковой, «единственное, на что может пойти Ростуризм, - это индивидуальный подход, анализ ситуации с оформлением фингарантий в каждой конкретной компании. Туроператоры могут обращаться к нам со своей проблемой, будем разбираться и по возможности помогать».
Ситуацию прокомментировали наши эксперты.
«Мы перерегистрировали договор о страховании ответственности, при этом, конечно, испытываем волнение за своих коллег, безусловно поддерживая инициативу РСТ продлить срок оформления новых договоров о страховании ответственности на три месяца. Этого времени должно хватить для того, чтобы игроки сориентировались, - рассказала нам Татьяна Ванд, генеральный директор компании «Ванд Интернэшнл тур». -
Однако ситуация, сложившаяся сейчас на рынке, произошла отнюдь не по вине туроператоров. Это, прежде всего, проблема самих страховщиков. Ведь именно от них исходила инициатива страховать ответственность туроператоров».
«На мой взгляд, - продолжила собеседница, - необходимо на государственном уровне принуждать страховщиков взаимодействовать с туроператорами и, конечно, Ростуризм должен предоставить туроператорам дополнительное время для поиска страховщиков или оформления банковской гарантии».
«Проблема турбизнеса в его разрозненности. Необходимо выступать единым фронтом и думать не только о том, что будет удобно крупным игрокам, но и учитывать интересы бизнеса, государства, туристов», - заявила г-жа Ванд.
«Логика в инициативе РСТ есть, - считает, в свою очередь, Юлия Алчеева, исполнительный директор страховой компании ERV. - Ситуация на туристическом рынке сейчас непростая, отраслевые законы нуждаются в доработке, позиция страховщиков также резко меняет вектор развития. Но мы поддерживаем с туроператорами партнерские отношения, хотим быть с ними честны, потому мы открыто обратились к ним с заявлением о том, что не можем страховать их ответственность в массовом формате».
«Мы выступаем за исключение фингарантий как обязательного элемента. Фингарантии - не панацея, турбизнес должен сам для себя выработать здоровый механизм, хотя, конечно, идеальной модели на данный момент не существует не только на российском туррынке. Одним и правильных шагов является, на мой взгляд, создание "Турпомощи". Необходимо вырабатывать культуру страхования, страхования в добровольном формате», - полагает эксперт.
По словам г-жи Алчеевой, страховщики никогда не выступали инициаторами обязательного страхования ответственности туроператоров. «В 2007 году, когда лицензирование для туристической отрасли было отменено, взамен ввели институт страхования. И как в любом виде страхования, первые годы были достаточно хорошими, затем в процессе произошел некий перелом, допускались ошибки, на волне успеха были неправильно просчитаны риски.
В 2009 году, после ухода с рынка туроператора «Вояж – Люкс» мы поняли, что тарифы и ставки были неверными. Далее список выгодоприобретающих лиц расширялся, риски росли, их концентрация достигла своего пика осенью прошлого года. Страхование ответственности - не самый интересный вид страхования, предполагающий к тому же колоссальные риски. Туроператоры должны сотрудничать со страховыми компаниями на добровольной основе», - рассказала она.
Наконец, Тарас Кобищанов, генеральный директор компании «Русский Экспресс», сообщил, что «для нашей компании этот вопрос не актуален, так как наши фингарантии будут действовать до октября».
«Что касается других игроков, то мне не совсем понятны заявления ряда из них о том, что 300 тысяч рублей (минимум 1% от суммы фингарантий), а именно столько сегодня стоит полис с минимальным покрытием, является для них неподъемной суммой. Это незначительная сумма для туроператора. Если же она является значительной, то, возможно, таким игрокам стоит заняться турагентской деятельностью», - считает эксперт.
/TOURBUS.RU