В сложившихся условиях руководители турфирм вынуждены становиться финансовыми аналитиками
Из опубликованных на днях на сайте Ростуризма данных Росстата о выезде российских граждан за рубеж с туристическими целями в январе-сентябре 2014 года следует, что турпоток по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился всего на 2%. При этом рынок заявляет о 30-50%-ном падении спроса.
Сгладила ситуацию новая методика подсчета туристов, введенная Росстатом прошедшим летом. Кроме того, основной фактор спада - девальвация рубля - дал о себе знать в полную силу лишь в середине осени. С волатильностью национальной валюты турфирмы борются, как могут, порой даже умудряясь извлекать из колебания курса определенную выгоду.
«Сегодня продажи упали катастрофически, - рассказывает генеральный директор агентства «Евротур» Сергей Онищенко. – Причем трудно назвать какие-то особо «просевшие» направления – клиенты часто покупают уже не то, что хотят, а что есть из недорогих направлений на данный момент».
Эксперт отмечает, что у многих директоров турфирм постоянно открыты интернет-ресурсы типа Quote-spy или Forex с автоматически обновляемой информацией о ситуации на валютных рынках. Особо поднаторевшим в нюансах курсообразования удается более-менее успешно прогнозировать курс ЦБ на завтра и даже послезавтра и делать выводы. Если тенденция идет к падению рубля, избавляться от него надо молниеносно. Если рубль вдруг «отыграл», избавляться тоже надо, но уже завтра. Если повезет, такими действиями можно даже чуть увеличить комиссию.
Правда, туроператоры тоже «не лыком шиты» и иногда меняют внутренние курсы в течение дня. «Появились «лишние» рубли (например, нет своевременного подтверждения заявки от туроператора), избавляемся от них – конвертируем или тратим по другим назначениям. Благо продаж немного, и сделать это нетрудно. Но делать надо быстро», - добавляет Сергей Онищенко.
Приемы поддержания хоть какого-то спроса в агентствах не новы – в основном это активная работа с клиентской базой. Причем интересно: если в былые времена при обзвоне постоянных клиентов использовались два аргумента – возможность недорого приобрести тур last minute или воспользоваться системой раннего бронирования, имея ввиду дальнейшее падение рубля, - то теперь последнее убеждение только отпугивает туристов.
«О раннем бронировании туристы и слышать не хотят, - говорит заместитель директора турагентства «Альт Вояж» Валентина Григорьева. – Все напуганы крахами туроператоров. Хотя телефонные звонки небесполезны: похоже, клиенты начинают смиряться с ростом доллара и евро. А отдохнуть-то хочется».
Отметим, что туроператоры при этом оказываются еще более зависимы от валютных пертурбаций, ведь способов минимизировать потери и сохранить турпоток у них практически нет. Разве что реагировать внутренним курсом или оптимизировать условия туров.
/TOURBUS.RU