Количество путешествующих россиян сегодня исчисляется примерно 18 миллионами, а туроператорских компаний, предлагающих им свои услуги – почти 3800, причем на выездной туризм работает из них около 1600. Словом, предложение заметно опережает спрос.
«Рынок сейчас самосанируется, процесс это чрезвычайно болезненный, но, в конце концов, он пойдет на пользу отрасли, – считает исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. – Туркомпании поймут, что конкурировать надо в области повышения качества и разнообразия своих услуг, а не «на поле» демпинга. Большинство туроператоров уже пришло к необходимости изменений».
Не все последствия этих изменений, возможно, понравятся иному потребителю: меньше будет «горящих» туров, в основе которых, как правило, демпинг, желание компании любыми средствами получить срочно хоть какие-то деньги (что свидетельствует о ее неустойчивости). Многие операторы, оптимизируя свой бизнес, уже сейчас сократили полетные программы на 30-55 %. Сделали они это, как правило, за счет регионов. То есть мы возвращаемся к практике 90-х годов, когда большинство россиян вынуждено было летать через Москву, и это, безусловно, приведет к удорожанию туров для конечного потребителя. Но в целом происходящие сейчас процессы должны способствовать оздоровлению туристического рынка.
А он в этом остро нуждается. Если еще в 2008 году рентабельность туроператорского бизнеса составляла 5 %, что тоже немного, то сегодня она вообще где-то на уровне 2 %. Главная проблема – в том, что нынешний кризис внутри отрасли совпал со сложной экономической ситуацией в стране, приведшей к падению покупательского спроса населения. Только этот фактор «уронил» рынок на 10-15 %. Еще весной €1000 равнялась 40 тысячам рублей, а сегодня это уже почти 55 тысяч, и загранпутевка, соответственно, стала по карману далеко не каждой российской семье.
Почти не доступны такие еще недавно популярные направления, как Куба, Доминиканская Республика, Мексика: резко подорожал перелет. В Европе особенно «просела» и прежде недешевая Португалия, а также страны Скандинавии, исключая, правда, Финляндию, которая как раз не сдала позиций. Швейцария и Франция демонстрируют падение спроса почти 60 %. Правда, есть надежда, что, снизив цены к зимнему горнолыжному сезону, они отчасти выправят положение. В целом же российский выездной турпоток уменьшился на 35-40 %. Исключениями стали лишь Египет и Таиланд (во вытором случае это путешествия из-за Уральского хребта).
«Все это, однако, пошло на пользу внутреннему туризму, – подчеркнула Майя Арчиловна. – Цены в этом сегменте – вполне доступные. Поездка, скажем, на 3-4 дня ноябрьских праздников по Золотому кольцу обойдется в 10-12 тысяч рублей на члена семьи. Присматриваются к отечественным местам отдыха и представители госслужб (причем не только уже силовых), у которых есть ожидания ограничений в их выезде за рубеж».
АТОР постоянно «сканирует» ситуацию на рынке. Сегодня, по оценке его специалистов, почти не наблюдается глубина продаж, особенно в регионах. На ноябрьские праздники в абсолютных хитах Египет, неплохо продаются экскурсионные туры по Чехии, Италии. Проявляют заинтересованность в расширении присутствия на российском рынке Объединенные Арабские Эмираты: пока они примерно на 5-6-й позициях. Что до бронирования новогодних и рождественских туров, что оно пока – самое минимальное.
Но есть и позитивные тренды. Таковым, скажем, следует считать то, что туроператоры стали больше заботиться о своей репутации, применяя инструменты, гарантирующие надежность их услуг. Многие предлагают страховку от невыезда, цена которой – в пределах 7 % от стоимости турпакета. Некоторые вводят банковские депозиты под, например, 2,65 %. В этом случае возврат денег за не оказанную часть услуг клиенту гарантирует банк.
Ряд туристических компаний уже переориентировался на внутренний рынок, формируя собственные российские продукты. Такие туроператоры, считает Майя Ломидзе, как и те, что занимаются въездным туризмом и приносят реальные деньги в бюджет, нуждаются в государственной поддержке, в том числе, и по кредитам. Ведь каждая условная копейка, вложенная в туризм, дает эффект в три копейки.
/TOURBUS.RU