туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Анна Трубицина
Генеральный директор компании Commodore
Кризис в туротрасли: кто виноват и что делать?
Кризис в туротрасли: кто виноват и что делать?
Туристический рынок лихорадит с начала летнего сезона – один за другим исчезают крупнейшие туроператоры. О том, кто виноват и что делать туристам в данной ситуации, делится мнением АННА ТРУБИЦИНА, генеральный директор петербургской компании Commodore.
Анна, создается впечатление, что на туристическом рынке произошло сильное землетрясение. С чем связан такой разгул стихии? Думаю, в основе череды банкротств лежат проблемы в кредитной сфере и санкции, которые Евросоюз ввел против России. По причине плохого летнего сезона нарастание кассового разрыва, работа только на оборотных средствах, продажа туров ниже себестоимости привели к большим долгам. В результате наступил момент, когда стало не хватать оборотных средств для оплаты счетов. В этой ситуации операторы обычно берут кредиты, чтобы продолжить работу и по возможности покрыть понесённые убытки. Но сейчас такие возможности очень ограничены.
Первое подобное банкротство произошло несколько лет назад с «Капитал Туром», когда компании отказали в кредите, что и привело к ее закрытию. Также следует упомянуть «Ланта – тур». Сейчас происходит то же самое. Разумеется, я имею в виду добропорядочные компании, а не махинаторов в сфере туризма. Речь идет о фирмах, которые честно работали на рынке. Некоторые руководители компаний даже закладывали личное имущество, чтобы получить кредиты.
Кроме того, после краха крупного оператора возникает эффект «домино», поскольку компании тесно связаны друг с другом теми же чартерами. В этом случае уход из чартерной программы одного участника вынуждает других забирать себе его блок кресел. Но на это своих денег не хватает, а взять их неоткуда. В результате «падает» следующий оператор.
Мог негативно повлиять на данную ситуацию рост курса евро и доллара? Это могло вызвать лишь незначительное снижение турпотока, но на банкротство туроператоров повлиять не могло. И раньше были скачки курсов, но это не приводило к уходу турфирм с рынка. Компании кредитовались и выживали. Сейчас субъективным фактором для негативного развития событий в большей степени является страх туристов, которые боятся покупать путевки в турфирмах.
А что делать туристам? Куда им обращаться? Поскольку причина кризиса лежит в кредитной сфере, стоит обращаться в турфирмы с западным капиталом, которые не имеют проблем с кредитованием. Если даже они уйдут с рынка, то сделают это цивилизованно, не бросая партнеров и туристов на произвол судьбы. Так, например, произошло с компаниями финской «Ауринко маткат» и российской «Асент трэвел», которые ушли из России несколько лет назад.
Вторая возможность – обращаться к операторам, которые продают индивидуальные туры. Такие турфирмы предлагают перелеты на регулярных рейсах, и потому турист сразу после оплаты получает билет на руки. Аналогичная ситуация и с отелями, которым турфирмы сразу переводят деньги при бронировании номеров. Наличие на руках авиабилета и отельного ваучера – гарантия надежности для туриста. Он может сам позвонить в отель и убедиться, что номер забронирован на его имя и оплачен. Компании, продающие индивидуальные туры, работают только на предоплате и потому риски туристов сведены к минимуму.
Но в этом случае путевка обойдется дороже? Не всегда. Конечно, на массовых направлениях билет на чартерный рейс стоит дешевле. Но есть ряд направлений, в том числе, массовых, где действуют, так называемые, туроператорские тарифы на регулярные рейсы, которые по ценам сопоставимы с чартерными. Разумеется, число мест при этом ограничено, поэтому билет следует бронировать заранее.
Проблема в том, что туристы привыкли к демпинговым ценам, которые в последние годы предлагали операторы и неохотно идут даже на небольшое повышение цен. Но люди должны понимать, что если они хотят иметь гарантии, то за это придется доплачивать. Требуется время, чтобы рынок успокоился, и произошло переосмысление ситуации.
В связи с происходящими событиями наверняка увеличиться число желающих бронировать авиабилеты и отели в интернете? В интернете есть свои риски. Хакеры воруют адреса и пароли, создают копии сайтов авиакомпаний, отелей и уводят перечисленные деньги. В интернете мошенников не меньше, чем в реальной жизни. В сети при возникновении проблем туристу никто не сможет помочь. А бронируя в турфирме, клиент получает поддержку специалиста.
Несмотря ни на что, жизнь продолжается, грядет зимний сезон. Куда можно отправиться на длинные новогодние каникулы? Во многих странах Азии и на островах Индийского океана январь считается низким сезоном, поскольку вся Европа в массовом порядке отдыхает чуть раньше – в декабре, на католическое Рождество. Поэтому лучше всего планировать начало путешествия даже не на сам Новый год, а сразу после него, например, со 2 января. В это время на экзотических направлениях отмечается снижение цен. Это, в частности, касается Мальдивов, Маврикия, Сейшелов, Малайзии, Бали, Сингапура, Вьетнама. Поскольку речь идет о регулярных рейсах, бронировать места следует как можно раньше. Билет и ваучер турист получает на руки сразу после оплаты. Это гарантия того, что он улетит на отдых и благополучно вернется обратно. |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|