Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72

Горячая тема

Дмитрий Амунц
Заместитель руководителя Федерального агентства по туризму
«Развитие внутреннего туризма – наш приоритет»

Выступая на прошедшем в июле в Петербурге и Ленобласти Деловом форуме по привлечению инвестиций в сферу туризма, заместитель руководителя Ростуризма Дмитрий Амунц на скрывал: в ближайшее время, с учетом возможного секвестра бюджета ФЦП по въездному и внутреннему туризму, работа по привлечению частных средств должна быть усилена.

 

- Когда я слышу, что в России практика государственно-частного партнерства (ГЧП) не совсем освоена, уверенно говорю: в сфере туризма мы уже давно живем в его условиях. Ведь в рамках ФЦП один рубль государственных средств привлекает три рубля частных: 75% финансирования программы формируется за счет внебюджетных источников. При этом государство тратит деньги на строительство или реконструкцию объектов инфраструктуры (электроснабжение, водоотведение, берегоукрепление и т. д.), создавая условия для прихода инвесторов, а те, в свою очередь, расходуют средства на обустройство объектов туризма. Примеры для подражания есть: в турецкой Анталии в 1985-м было около 350 тыс. туристов, а сейчас – 10 млн. В грузинском Батуми в начале 2000-х 80 тыс. гостей, а теперь – 550 тыс.: здесь в период с 2004 по 2009 год было привлечено $311 млн частных инвестиций. Такие результаты вполне могут быть и у нас, если удастся объединить усилия между законодателями, федеральной и региональной властью и, конечно, бизнесом.

 

С учетом этого Ростуризм в качестве ключевых определил для себя ряд направлений. Первое – поддержка инвестиционных проектов в субъектах РФ. В рамках второго этапа реализации ФЦП в период 2015-2018 гг., к примеру, в ней ожидается участие 26 субъектов федерации с 40 инвестиционными проектами: объем только частных инвестиций по ним ожидается в размере 86,6 млрд рублей. Несмотря на то, что по состоянию на начало июля в рамках ФЦП освоено 47% финансовых ресурсов года, очевидно: нормы финансирования программы в ближайшем будущем, к сожалению, выдержаны не будут. Так что для ее реализации необходимо привлекать еще больше частных инвестиций. Но речь идет не только о финансировании: порой субъекты федерации нуждаются в информационной, организационной или административной поддержке и прямо говорят, что «больше нам от вас ничего не нужно!».

 

Второе – подготовка к Чемпионату мира по футболу. Мероприятию, которое, пожалуй, масштабнее, чем уже проведенная в России Олимпиада. Он пройдет в 2018-м в 11 городах страны и я, к примеру, думал, что в плане развития туристической инфраструктуры можно в хорошем смысле слова «забыть» о Москве, Казани, Сочи или Петербурге. На самом деле даже в них вопросов предстоит решить массу – в том числе и с кадрами.

 

Еще одно направление – российско-китайское инвестиционное сотрудничество: нам есть чему поучиться у этой страны в плане развития внутреннего туризма, поскольку там всего за 3 года сумели увеличить внутренний турпоток в разы, серьезно простимулировав и качественное изменение инфраструктуры туризма.

И конечно, особое внимание будет уделено Крыму. Его мало пропагандировать: нужно сконцентрироваться на развитии туристической инфраструктуры полуострова, поддержать частную инициативу. Государство, первым начав инвестировать в Крым, тем самым подаст пример другим.

Есть ли примеры удачного инвестирования в сфере туризма? Конечно. Я всегда привожу пример Соль-Илецка: 1,4 млн посещений одного озера в сезон, который длится с конца апреля до начала сентября. Да, вода, грязи и т. д. – но ведь там еще совсем недавно не было никакой инфраструктуры! И когда вижу планы развития иных субъектов федерации, в которых к 2020 году планируется «дорастить» турпоток до показателя чуть больше миллиона человек, меня это удивляет. Разве можно сравнивать турпоток на одно озеро и в целый субъект?

 

Еще один пример – проект «Русский парк»: это тот самый случай, когда инвестор сказал, что «мне от вас ничего не нужно». Началось с того, что на одной из встреч ко мне подошел предприниматель и рассказал историю о том что он, будучи бизнесменом средней руки из Челябинска и отцом троих детей, никак не может найти, чем занять семью в свободное время. Как человек организованный, он даже заказал исследование на эту тему. И выяснилось, что есть колоссальный неудовлетворенный спрос на услуги, способные интересно занять свободное время семьи. А ведь это наши с вами клиенты…

 

Бизнесмен пошел дальше и по его заказу создали проект, который можно «посадить» где угодно. В его основе музей кваса, чая, контактный зоопарк и т. д. – он получил название «Русский проект». Пробовал «посадить» его в Москве, Ленинградской и Владимирской областях – по разным причинам не получилось. А вот в Ярославской его не только встретили с пониманием, но и поддержали: в частности, выделили 37 га земли по льготной цене на долгосрочную аренду. И дело пошло: начав в сентябре 2013 года, он понял, что проект окупится за полтора-два года. В первый год число посетителей запланировано в 250 тыс. человек, однако уже сейчас он полагает, что за 3 года выйдет на показатель в миллион. Невероятно? Очевидно...

 

Однако очевидно и то, что без системного подхода, без нашего активного участия в разработке генеральных схем развития территорий, развивать туризм будет невозможно: в этом случае мы не сможем получить тот саамы мультипликативный эффект, которого так добиваемся.   

 

 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72