Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72

Горячая тема

Валерий Гордин
Исполняющий обязанности директора петербургского филиала НИУ «Высшая школа экономики»
«Хотим этого или нет, нам все равно придется соответствовать международным стандартам как в сфере образования, так и в сфере услуг»
Система вузовской подготовки кадров для российской сферы туризма начала формироваться около 20 лет назад. В этом был несомненный плюс: фактически мы начали с чистого листа. Однако писать на нем разные авторы тоже стали по-разному: в процессе одновременного становления турбизнеса и системы подготовки кадров с самого начала не было эффективного взаимодействия и не были определены компетенции, нужные выпускникам.
 
Наибольшие проблемы испытывает въездной туризм. Во-первых, львиная доля кадров готовится как раз для него, а во-вторых, он гораздо более разнообразен и сложен. Если учесть, что активно развиваться он начал лишь в последние 10 лет с приходом сильных игроков рынка (например, сетевых отелей), ситуация оказалась еще более сложной. Ведь все, что формировалось в качестве нашего въездного турбизнеса в 1990-е годы, - этакий hand made российского образца. Со всеми его родовыми травмами. Как результат, общий уровень сервиса, в том числе и в туризме, сильно отстал от мировых стандартов. «Все равно приедут» - такой подход работал до последнего времени: нередко форма менялась, но суть оставалась прежней. Сам турбизнес на протяжении многих лет не мог четко сформулировать, кто же ему нужен.  
 
Но и система подготовки кадров для туризма не без греха. Сейчас вузов, занятых ею, в России в разы больше, чем учреждений среднего профобразования. Образовательная пирамида, в основе которой должны быть работники более низкой квалификации, перевернута. Менеджер, подготовленный для сферы туризма, вынужден или работать на кадровой позиции, не требующей высшего образования, или уходит в другую область деятельности, или на свой страх и риск открывает собственный бизнес. Ведь в мини-отеле он нередко совмещает целый ряд функций – и это далеко не худший вариант. Однако ситуация меняется.
 
Изменилась позиция министерства: количество бюджетных мест на этом направлении сократилось. В этом есть положительные моменты, поскольку процесс можно рассматривать как попытку государства больше соответствовать рынку работодателей, а не абитуриентов. Если хочешь получить модную, но не так востребованную рынком труда, как другие, профессию – плати.
 
Появился и другой подход к процессу обучения, который разработан специалистами Высшей школы экономики: речь идет о прикладном бакалавриате. Его суть в том, что студент обучается в учебном заведении университетского уровня и получает престижные «корочки», но при этом объем приобретаемых им знаний и компетенций соответствует потребностям работы на линейных должностях: они носят именно прикладной характер. Фактически это уровень несколько выше среднего профобразования, в то же время позволяющий карьерно и профессионально расти - дорога в магистратуру открыта. Модель не только подходит для сферы туризма и гостеприимства, где чаще всего приходится начинать с низов, но позволяет строить образование и по наиболее современному модульному принципу, постепенно собирая из модулей-кубиков весь набор нужных знаний и компетенций.
 
Есть и другой путь. Например, в Петербурге мы открыли магистерскую программу «Экономика впечатлений: менеджмент в сфере гостеприимства и туризма» со специализацией «Менеджмент культурного и событийного туризма». Это программа, в которой основная задача выпускника заключается в налаживании эффективного взаимодействия между турбизнесом и объектами, интересными путешественнику. Программа междисциплинарная, «заточенная» на объединение усилий разных участников рынка туристических услуг с целью создания интерактивных, креативных совместных тупродуктов, рассчитанных в том числе на активных, самостоятельных туристов. Уверен, эти специалисты будут востребованы в самых разных направлениях туризма - MICE, событийном и т. д.
 
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72