Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72

Горячая тема

Светлана Гончарова
Директор по туризму компании «Мостурфлот»
Почему штормит круизный рынок?
Последние два года были очень сложными для российского рынка речных круизов: катастрофа «Булгарии», падение клиентского спроса, снижение рентабельности, сокращение числа круизных программ. Анализирует проблемы бизнеса заместитель генерального директора по туризму  компании «Мостурфлот» СВЕТЛАНА ГОНЧАРОВА.
 
К сожалению, после очень тяжелого для всей круизной отрасли 2011 года, прошлый сезон прошел не намного лучше. Глубина продаж была очень низкой, что держало рынок в постоянном напряжении. Явно сказывались последствия катастрофы «Булгарии». Свою отрицательную роль сыграли и значительно упавшие цены на некоторые южные направления отдыха. Из-за крайне низкой загрузки судов операторы в общей сложности отменили 190 рейсов (из них 114 рейсов - на московском рынке). Большое число рейсов было выполнено с очень маленькой загрузкой (от 20% до 60%), лишь для того, чтобы сохранить репутацию.
 
При проведении сравнительного анализа объемов круизного турпотока в Москве (Северный речной вокзал) в 2011 и 2012 годах, включая иностранных и российских путешественников, отмечается падение показателей на 19%. Операторы попали в очень сложную ситуацию. Отменяя круизы, в основном последние - осенние, они сокращали и без того короткий период навигации, тем самым увеличивая себестоимость турдня. При этом турфирмы были вынуждены предоставлять клиентам дополнительные скидки. К сожалению, конкуренция между компаниями часто превращалась в «соревнование в щедрости».
 
За последние два года на фоне общего роста цен на топливо, продукты питания и экскурсионное обслуживание операторы практически не поднимают цены, но при этом, глядя друг на друга, предлагают всевозможные скидки. Так, традиционные сезонные скидки дают возможность купить путешествие по реке в мае – июне и сентябре – октябре на 20–30% дешевле. При этом качество самого круиза ничем не хуже продукта без скидок, очарование природы в эти периоды бесспорно, а в каютах тепло в любую погоду.
 
Все мы - операторы и агенты - сейчас работаем в основном с постоянными клиентами, которые обеспечивают хорошую глубину продаж и уже сейчас дают до 30% навигационной загрузки круизных теплоходов. Многие из них являются возвратными клиентами одновременно нескольких агентств и операторов, выбирая самые выгодные предложения для себя. То есть здесь мы говорим о любителях речных круизов и желании продавца перетянуть их к себе простейшим способом – более низкой ценой. Однако путь этот очень сомнителен.
 
Себестоимость турпродукта высока: расходы на топливо (до 240 тысяч рублей в сутки), заработная плата экипажа теплохода (до 90 человек) и т.д. Навигационный период короткий – 100–150 дней, а высокий сезон длится 60 дней. Чтобы улучшить «климат» на рынке речных круизов, нужна хорошая позитивная реклама. И не только самих круизов, но и тех мест с богатой историей и красивейшими видами, куда теплоходы с комфортом доставляют российских и зарубежных путешественников, помогая развитию инфраструктуры и занятости населения регионов. Нельзя не отметить высокую стоимость топлива, отсутствие льгот для речного транспорта как сезонного вида деятельности.
 
Требования российского туриста к комфорту и сервису за последние годы значительно выросли. Этому способствовали появившаяся возможность путешествовать по всему миру и выросшие материальные возможности. Поэтому круизным операторам приходится конкурировать не только с «солнцем и морем», но с отелями уровня 4–5 звезд. Так что у российских круизных компаний сегодня есть два пути: модернизация существующих судов и строительство нового флота (как пример - теплоход «Александр Грин»).
 
Модернизация подразумевает существенное переоборудование пассажирской части до уровня 4–5-звездного отеля, замену или капитальный ремонт судового оборудования, насыщение судна современными коммуникациями. Проведение таких работ целесообразно только для относительно новых теплоходов, у которых еще не выработан технический ресурс судовых машин, механизмов, систем.
 
Данный подход широко применяется и в международной практике. В 2011 году на российском рынке в эксплуатацию были введены два модернизированных судна: «Княжна Виктория», принадлежащее компании «Мостурфлот», и «М. Ростропович» компании «ВодоходЪ». Эти теплоходы работают с иностранными туристами, выполняя лишь по два-три круиза в навигацию для российских путешественников.
 
9 июня 2012 года «Мостурфлот» ввел в эксплуатацию новый трехпалубный круизный теплоход класса «М» «Александр Грин» на 112 пассажиров, отвечающий современным требованиям по безопасности, комфорту и сервису. Это первое речное круизное пассажирское судно, созданное в нашей стране после 1959 года. Практически все существующие отечественные круизные суда имеют возраст более 20 лет. Спроектированы и построены они были на верфях Германии, Словакии, Венгрии, Австрии, многие – в  1950–1960-х годах.
 
Средний возраст российских речных круизных пассажирских судов, по данным РРР, составляет почти 39 лет. Для сравнения, с 1991 года по 2012 год на Дунае, Рейне, Майне, Одере и других европейских реках начали работать более 110 новых круизных судов! И, конечно, на нашу отрасль нужно снижать налоговую нагрузку.
 
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2021 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72