Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72

Горячая тема

Александр Анисимов
Основатель туристической компании «Айрин»
«Рынок стал совершенно другим: стал жестче, более структурированным, его все больше захватывают крупные игроки»
За два десятилетия своего становления российский турбизнес прошел путь от маленьких компаний, занимавших пару комнат и отправлявших шоп-туристов в Турцию и Китай, до крупных многопрофильных холдингов со штатом в несколько сотен человек. Не раз менялись герои турбизнеса, многие лидеры рынка конца 1990-х и начала 2000-х годов ушли с авансцены.
 
С основателем и президентом некогда легендарной и одной из крупнейших в России туристических компаний «Айрин» АЛЕКСАНДРОМ АНИСИМОВЫМ беседует генеральный директор ИД «Турбизнес» ИВАН КАЛАШНИКОВ.
 
Александр, мы не виделись с тобой около десяти лет. Те, кто начал работать в туризме несколько лет назад, уже, наверное, и не знают о компании «Айрин», которую ты основал в начале 1990-х годов. Расскажи «молодежи», как ты пришел в турбизнес?
Мой первый опыт и успех в туризме – запуск чартерных рейсов в Турцию. Это был 1992 год. Только-только упал «железный занавес», нашим людям все было в новинку, у них появились деньги, самолеты были забиты под завязку. И хотя наш офис тогда находился не в самом престижном месте, в районе Хорошевского шоссе, очередь на поездки в Турцию стояла на улице. Мы отправляли в день по 700–1000 человек.
 
Начал я с того, что пришел в «Аэрофлот» и попросил содействия в отправке чартеров в Стамбул для так называемых шопников. Примерно тогда же ко мне обратились представители Александра Головачева, директора самой амбициозной и крупной в то время на рынке компании «Светал». Они предложили разделить сферы влияния: «Светал» делает чартерные перевозки с «Трансаэро», а я -  с «Аэрофлотом». Мы договорились друг другу не мешать и на чужое поле не лезть.
 
К сожалению, время было такое, что долго такие договоренности не продержались. Вскоре я узнал, что «Светал» влез-таки в «Аэрофлот», тогда я посчитал возможным прийти и подписать договор с «Трансаэро». Потом мы начали одновременно разрабатывать Анталью как направление для чартеров, и тут уже наши интересы не могли не столкнуться.
 
Как появилась идея отправлять туристов на Бали?
Несмотря на то, что мы с Александром Головачевым были очень жесткими конкурентами, как-то в 1994 году он сам пришел ко мне и предложил сделать совместный чартер на индонезийский остров Бали. Тогда про это направление у нас никто еще не знал. Я обзвонил много балийских операторов с просьбой бесплатно разместить больше ста наших турагентов, которых мы должны были привезти на первом чартере. Никто не хотел, все просили минимум $300 с человека. Только одна маленькая фирма согласилась – теперь это крупнейший туроператор на Бали.
 
Поначалу «авантюра» с Бали стоила мне серьезных финансовых убытков. Чтобы запустить этот проект, я даже продал дом в Америке. В первое время самолеты летали полупустые, а платить за них надо было полностью. Головачеву тоже было непросто, но мы выстояли, и направление раскрутилось. Потом на Бали меня встречали как президента страны, с оркестром, эскортом и прочими почестями.
 
Насколько я помню, ты был первопроходцем и на других направлениях…
Да, мы, например, первыми запустили чартер в Ниццу. Когда я пришел подписывать договор на чартер, на меня смотрели как на умалишенного - мол, кто ж туда так массово полетит. А мы не только полетели, а «откатали» весь сезон. И когда тот же «Аэрофлот» увидел, насколько популярно это направление, он на следующий год сам туда рейсы поставил, а мне даже не дал блока мест на самолете.
 
Наш первый чартер в Ницце встречал мэр города. Были ковровая дорожка у трапа и шампанское. Но на дворе стоял 1993 год, у нас в России как раз случилась очередная попытка переворота. И вот на следующий день после прилета мы открываем местные газеты, а там наше фото у телевизора (журналисты подловили момент) и подпись: «Испуганные русские туристы смотрят про переворот» и ни одного слова о том, что прилетел первый чартер из России. На наших первых чартерах на Лазурный берег летали многие звезды – Понаровская, Угольников, группа «На-На» и другие.
 
Другой пример – Сеул. Я узнал, что одна из моих клиенток туда слетала и осталась в восторге. Тогда я сам как турист купил путевку в компании «Спарк», съездил, посмотрел. И сделал первый чартер в Южную Корею, дав блок тому же «Спарку». Первый самолет улетел полный, второй рейс заполнился только наполовину - оставалось 100 пустых мест. «Спарк» мне отомстил – не дал ни одного туриста, чтобы убрать меня с рынка. В этот момент ко мне пришла некая дама и сказала, что у нее есть 130 человек, которым надо в Сеул и она готова воспользоваться моим чартером. Но с условием, что я сниму тридцать своих туристов. Мне репутация была дороже чартера, и я отказал. А потом один из моих менеджеров нашел в Сибири как раз сто человек, которые и заполнили тот самолет.
 
В Сеуле тоже без приключений не обошлось. Времена были лихие, среди клиентов было много, скажем так, горячих людей, и обстановка при любой нештатной ситуации накалялась мгновенно. В отеле мы обнаружили, что ванные в номерах заполнены водой. Мы ее, недолго думая, спустили, а оказалось, что в отеле в это время не было воды, это был резервный запас. Как-то выкрутились, но адреналин при общении с туристами был бешеный.
 
Кого ты вспоминаешь из коллег по цеху?
Конечно, Александра Головачева из «Светала». Он был мощной и харизматичной фигурой, по-настоящему горел за дело. Теперь таких людей нет. Незадолго до его скоропостижной смерти 27 сентября 1997 года мы с ним встретились на туристическом вечере, выпили. Саша бросил рюмку об пол, на счастье. Она не разбилась, вот и не верь после этого в приметы.
 
Евгений Шведов, основатель гремевшей в 1990-е годы турфирмы «Москва-тур» – тоже яркая личность, правда, не только с «плюсами», а больше со знаком «минус». Во многом из-за него у людей сложилось негативное мнение о коммерческом туризме.
 
Сергей Зенкин основал у нас в стране, наверное, первую частную турфирму «Роза ветров». Это настоящий гуру туризма, он всегда любил и умел генерировать новые интересные идеи. Сейчас, как я знаю, он занимается внутренним туризмом.
 
Почему после многих лет успешной работы, имея компанию с раскрученным именем, ты внезапно ушел из турбизнеса?
Было много причин, в первую очередь, конечно, связанных с деньгами. Я так и не оправился после финансовых трудностей, связанных с чартерами на Бали. Кроме того, я ввязался в чартерные программы в Америку, во Флориду. Там очень красиво, «Диснейленд», и я хотел возить туда детей, но длительного проекта не получилось. Хотя я горд тем, что турфирма «Айрин» – первая и единственная компания, которая отправила самолет с детьми в Орландо.
 
Потом были вторые выборы Ельцина, все очень боялись, что к власти придут коммунисты, и я активно агитировал своих туристов голосовать за  Ельцина. Только я не учел, что день выборов совпадает с массовым вылетом чартеров. В результате несколько самолетов улетели полупустыми. На просьбу помочь и компенсировать мне хоть часть затрат, властные структуры посоветовали мне не смешивать экономику с политикой. А «Аэрофлот» выставил мне счет на $300 тысяч.
 
Я рассчитался со всеми долгами, закрыл и продал компанию и ушел с рынка. Не могу сказать, что уехал на «белом коне», просто устал и понял, что есть другие сферы деятельности.
 
Какой бизнес у тебя сегодня? Он как-то связан с туризмом?
Я занимаюсь продажей и арендой недвижимости в США и в Европе, арендой частных самолетов, яхт, престижных автомобилей. Тоже, в общем, деятельность на стыке с туризмом. Кстати, турфирмы в чем-то мои партнеры, люди ведь сначала приезжают через них посмотреть, что да как, а потом уже выбирают себе дом или квартиру. Многие хотят иметь «запасной аэродром».
 
Я – человек авантюрный. Везде хочу быть первым. Наше агентство недвижимости «ATrealty» первым на рынке начало продавать замки. Оглядываясь назад, ты жалеешь о чем-то, что сделал не так? Находишь в прошлом какие-то ошибки, которых хотелось бы избежать? Я ни о чем не жалею. В бизнесе для успеха часто приходится действовать жестко и агрессивно. Тут важно помнить изречение Макиавелли «Цель оправдывает средства».
 
Как, на твой взгляд, изменился туристический рынок за последние годы?
Я специально не задавался этим вопросом. Но правильней говорить не о том, что рынок изменился, а о том, что он стал совершенно другим. Мы были пионерами, кроме нас работали разве что «Интурист», да еще несколько компаний. Теперь рынок стал жестче, куда более структурированным, его все больше захватывают крупные игроки.
 
Сейчас стоит делать акцент на FIT-клиентов, они во все времена будут пользоваться нормальным продуктом, который предлагают стабильные грамотные компании.
 
Ты мог бы сейчас снова вернуться в турбизнес?
Совсем вернуться вряд ли. Потому что тогда я слишком много сил вложил в свою компанию, в свою команду. Наверное, я смог бы создать новую команду, мне потенциально хватит на это сил. Но взять и прожить снова эту жизнь – уже перебор. Есть и другие интересы, другие приоритеты. Что бы ты посоветовал тем, кто недавно пришел в турбизнес? Давно, когда только начинал, я пришел за советом к начальнику транспортного отдела «Интуриста» и он сказал: «Ребята, вы беретесь за очень трудный бизнес, но страшно интересный». Так и получилось – это и вправду очень сложно, причем буквально во всем. Это же не просто «купил – продал». Для того чтобы заработать $100 тысяч, надо отправить минимум 200 тысяч человек,  причем речь идет о туризме высокого уровня. А если говорить о массовом сегменте, то все полмиллиона человек. Вторая трудность - человеческий фактор. Малейшая ошибка менеджера может повлечь за собой большие неприятности. Про недовольство клиентов я и не говорю. В 1990-х это было и смертельно опасно.
 
Александр, ты прекрасно выглядишь. Сознайся, у тебя есть какое-то спортивное увлечение?
О да, я люблю спорт – теннис, велосипед, сноуборд, регулярно занимаюсь фитнесом. Но настоящую гармонию тела и духа я получаю от Дао - это для меня образ жизни. В последние годы увлекся единоборствами на ножах. В прошлом году наравне с молодежью даже участвовал в открытом чемпионате мира в Таллине. Один бой выиграл, один проиграл. В общем, все как в жизни и в бизнесе.
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2021 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72