Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72

Горячая тема

Катарина Кеппелер
Журналист, Ганновер, Германия
Россия или Китай – кто сегодня важнее для немецкой туриндустрии?

Возможно, по итогам 2014 г. место России в первой десятке въездных туристических направлений в Германию займет Китай

 

Ежегодно в разных городах Германии, а иногда и за ее пределами, проводится международный туристический форум Germany Travel Markt (GTM). Еще пять – шесть лет назад речи выступающих здесь переводились не только на английский или немецкий языки, но и на русский. В последние годы вместо русского перевод стали делать на китайский язык. Стало быть, китайские туристы для немцев важнее российских?

 

Генеральный директор берлинской компании Alpha Travel Consultants Себастьян Ворель говорит, что появление перевода на китайский вместо русского объясняется лишь тем, что русские специалисты и журналисты, работающие в сфере туризма, в подавляющем большинстве хорошо знают как минимум английский и в помощи переводчика не нуждаются, в отличие от китайцев.

 

Так что искать здесь признаки какого-то ущемления интересов русских, видимо, не стоит. Но сравнить турпотоки россиян и китайцев в Германии интересно. Ведь русский язык мы слышим в Германии так же часто, как и видим китайских туристов. Равно как и видим теперь значительно меньше арабов - традиционных конкурентов россиян по количеству чеков tax free. Внешнее впечатление не обманывает – по ряду показателей китайцы главные конкуренты россиян во въездном туристическом потоке в Германию.

 

Количество ночевок

По данным Ростуризма за первые девять месяцев 2014 г. в Германию въехали 1, 8 млн туристов из России. Но в туристической статистике Германии  главный показатель – число ночевок. Показатель менее наглядный, чем количество туристов, но экономически более емкий. Для начала отметим, что туристы из Голландии – лидера по числу ночевок – провели в 2013 г. в Германии 10, 8 млн. ночей, тогда как британцы – второе место – уже вдвое меньше. 

 

Россия по числу ночевок уже много лет находится на девятом-десятом месте среди ведущих в Германии направлений по числу прибывающих туристов – 10 место в 2103 г. -  обгоняя, например, близлежащую безвизовую Польшу. В 2013 г. в немецких объектах размещения (в том числе в кемпингах) было зафиксировано 2, 6 млн ночевок российских туристов (+15%), прирост за 10 лет 188,4%. За этот же период средний ежегодный рост числа ночевок российских туристов составил +11,7%, а в 2012 г. прирост достиг +25,9%.

 

За тот же промежуток времени прирост числа ночевок китайских туристов составил 170,5%, а средний ежегодный рост ночевок вплоть до 2009 года был равен +11,5%. В 2010 г. этот показатель резко возрос до рекордных +33,3%, но к 2012 г. снизился до +18,2%. В 2013 г. в немецких отелях разных категорий (включая кемпинг), было зарегистрировано 1, 7 млн ночевок китайских гостей. Заметно меньше, чем у российских туристов. По числу ночевок Китай в 2103 г. занял 13 место (+11%).

 

Средняя продолжительность пребывания

Другой важный показатель – средняя продолжительность пребывания. Большая часть приезжающих в Германию россиян совершает поездки длительностью свыше 4 ночей. В 2012 г. лишь 11% россиян находились в Германии на период, не превышающий 3 ночей. Продолжительность пребывания китайских туристов в среднем равна 6,5 ночам, 24% китайцев в 2012 г. останавливались не более, чем на 3 ночи. То есть в отношении краткосрочных поездок у русских двукратное преимущество.

 

Расходы на поездку 

Еще один важный критерий - доход, полученный от туристов. Так, в 2012 г. российские гости в среднем затрачивали на поездку около 1000 евро, что примерно соответствует 70 евро в день. Общий доход от заездов российских гостей, приезжающих в Германию с туристическими целями составил 1,3 миллиарда евро. В целом же, независимо от целей поездки, доход от пребывания русских туристов составил 2,2 миллиарда евро. Сюда входят не только прямые, но и сопутствующие расходы на поездку.

 

Россия входит в Германии в группу важнейших источников доходов с беспошлинных tax-free продаж. Стоимость среднего ежедневного чека российского туриста составляла до недавнего времени 340-350 евро. В этой сфере относительно долгое время российский рынок занимал первое место по доходности в немецком туризме. В 2010 г. ситуация изменилась и Китай обогнал Россию по сумме дохода с беспошлинной торговли.

 

Еще в 2009 г. китайские путешественники приносили немецкому туризму лишь 16,6% от общего дохода с tax-free продаж, показатели России были на уровне 24,1%. Но уже в 2011 г. доля дохода от китайских туристов увеличилась до 26,5%, а в 2013 г. достигла 32 %, в то время как прибыль от российских туристов составила «всего» 27% от общего дохода, полученного Германией в этом секторе.


Сегодня в целом по статье доходы от tax-free Россия и Китай, наряду со Швейцарией, составляют тройку лидеров в Германии. Но в 2104 г. по информации компании Global Blue Deutschland, которая занимается оформлением чеков tax free, российские туристы в 2014 г. тратили на 30 % меньше, нежели в 2013 г. Китайцы, путешествующие по миру, тратят больше всего денег в Германии. В первой половине 2014 г. средняя стоимость чеков, предъявленных на границе выезжающим из Германии китайским туристом, составила 575 евро.     

 

Цели поездок

Несмотря на «китайское засилье» на потребительском рынке Германии, Китай по числу деловых поездок (1, 6 млн, 12 место в рейтинге), значительно отстает от России (соответственно -  2, 2 млн. 7 место), которая опять-таки опережает Польшу, безвизовую соседку Германии.

 

Среди российских путешественников 54%, проводят в Германии отпуск. Около 30% приезжают в так называемые бизнес-поездки (встречи с партнерами, представление проектов, участие в конференциях, форумах, выставках и т.д.). Остальные 16% относятся к поездкам с личными целями. Доли китайских путешественников, желающих просто увидеть достопримечательности Германии и отдохнуть и приезжающих в связи с работой или бизнесом, практически одинаковы и равны 52% и 48% соответственно.

 

Что дальше…

Итоги 2014 г. еще окончательно не подведены. Но есть твердое ощущение, что китайцы могут вытеснить Россию из десятки ведущих направлений на немецком туристическом рынке. Это конкурент серьезный. Экономика Китая неуклонно развивается. Группы китайских туристов в Германии – а это у них самая популярная страна – лишь первые «ласточки» из миллиардной стаи, которая еще не встала на крыло. Согласно немецкой статистике с января по ноябрь 2014 г. страну посетили 1,9 млн китайских туристов по сравнению с 1,74 млн человек за аналогичный период 2013 г. (+11%). В то время как, по данным Федерального статистического ведомства Германии, количество ночевок гостей из России с января по октябрь 2014 г. снизилось на 5,1 % по сравнению с тем же периодом 2013 г.

 

И, как отмечается, китайцы, прежде всего, появляются там, откуда уходят российские туристы. Видимо, это связано с нашим тяготением другу к другу по причине общего социалистического прошлого. В ответ на растущий спрос на немецких сайтах крупных турбюро появляется переводы на китайский язык, в аэропортах больших городов все чаще встречаются консультанты, владеющие китайским языком, в интернете открываются компании, предлагающие тренинги и обучающие программы для правильной встречи китайских гостей и организации мероприятий для них. Вслед за лавиной потребительских товаров на Германию накатывает китайская туристическая волна.

 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72