Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72

Страны

Германия, Саксония: Лейпциг. Рихард Вагнер с разных сторон

 

В 2013 г. Германия отметила двухвековой юбилей знаменитого композитора Рихарда Вагнера, одного из самых значительных композиторов эпохи позднего романтизма, выдающегося реформатора оперы и теоретика искусства, оказавшего огромное влияние на мировую музыкальную культуру. Это событие стало одной из маркетинговых тем Национального офиса по туризму Германии (DZT).

Рихард Вагнер был музыкальным гением. Прекрасно сознавая это, он считал, что волен всегда поступать, как ему вздумается, а окружающие его люди существуют, чтобы восхищаться им, и удовлетворять его личные потребности. Этому принципу он следовал всю жизнь. Вагнер приобрел мировую славу как автор монументальных музыкальных драматических произведений. Музыкальные драмы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», «Валькирия», «Гибель богов» и «Золото Рейна» входят в сокровищницу мировой музыкальной культуры.

 

Его юность

Вильгельм Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 г. в Лейпциге. Он стал девятым ребенком в семье полицейского чиновника Фридриха Вагнера и Иоганны Розины Вагнер. Младенца крестили в лейпцигской церкви Святого Фомы, где когда-то 27 лет проработал великий Иоганн Себастьян Бах. Отец маленького Рихарда умер через несколько месяцев после рождения. Детство и юность будущего композитора прошли в Дрездене и Лейпциге. В августе 1814 г. мать Вагнера вышла замуж за художника, актера и поэта Л. Гайера. Поэтический талант и интерес к музыке у Вагнера стал проявляться уже в детском возрасте. Музыкант лейпцигского «Гевандхаус-оркестра» Кристиан Готтлиб Мюллер стал первым учителем музыки юного Вагнера.

 

Его дебют

В 1831 г. Рихард Вагнер поступил в Лейпцигский университет и тогда же начал заниматься теорией музыки под руководством К. Т. Вайнлига, кантора церкви святого Фомы. Опера Людвига ван Бетховена «Фиделио» вдохновила Вагнера на написание собственной симфонии. Год спустя созданная Вагнером увертюра B-Dur была с успехом исполнена в главном концертном зале Лейпцига «Гевандхаузе». В Лейпциге Рихардом Вагнером было принято судьбоносное решение стать композитором.

 

Его долги

Большую часть жизни Вагнер был в долгах. Он много и продуктивно работал, но платили ему мало. А когда предлагали больше, но требовалось эти деньги отработать, мог и отказаться. Он говорил: «Люди должны дарить мне, не требуя взамен ничего, кроме того, что я и так делаю, потому что это и есть самое лучшее, на что я способен… Зарабатывать – не мое дело, а дело моих почитателей давать мне столько, сколько нужно, чтобы в хорошем настроении я создавал нечто дельное». Как минимум, трижды он должен был угодить в долговую тюрьму. Он «прощал всем, кому был должен» и без малейшего сожаления порывал с ними отношения. Он мало дорожил даже самыми преданными и терпеливыми друзьями. Описывая период встречи Вагнера со своим главным благодетелем баварским королем Людвигом II, английский музыковед Эрнест Ньюмен пишет, что большинство его друзей «особенно располагавших средствами, пришли к выводу, что Вагнер абсолютно не способен соблюдать элементарные приличия, и не собирались более позволять ему покушаться на их кошельки».

 

Его музыка

Основное музыкальное наследие композитора составляют десять опер, написанных на собственные либретто в период с 1834 по 1882 гг.: «Феи», «Запрет любви, или Послушница из Палермо», «Риенци», «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Кольцо нибелунгов» и «Парсифаль».

Оперный спектакль-тетралогия «Кольцо нибелунгов, торжественное театральное представление для трех дней и одного предварительного вечера» – это полное название вагнеровского творения – и по сей день остается крупнейшим проектом в истории оперы. Он состоит из четырех частей: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов». Его общая продолжительность около 16 часов. С перерывами Вагнер работал над этим произведением около четверти века.

 

Его революция

Вагнер принял активнейшее участие в революции в Германии 1848–1849 г., он помогал в снабжении повстанцев оружием и сам отважно сражался на баррикадах в Дрездене, где знакомится с Михаилом Бакуниным, входившим в число руководителей восстания. «Я мог быть только на стороне страдающих, – писал он впоследствии, – я сочувствовал им с тем большей горячностью, чем больше они оборонялись от всякого гнета». В музее Вагнера в Байройте можно увидеть ручную бомбу. Такие, как говорят, Вагнер поставлял восставшим.

В мае 1849 г., когда правительственные войска вошли в Дрезден, Вагнер оставляет в Веймаре супругу и уезжает в Швейцарию, где проводит в ссылке 10 лет.

 

Его король

Спустя пятнадцать лет после дрезденского восстания Вагнеру припомнили его в Баварии, куда композитора пригласил Людвиг II Баварский, бесконечно влюбленный в музыку Вагнера. Он предоставил в распоряжение, обложенного кредиторами композитора, дом в Мюнхене и взял на себя все его материальные заботы, чтобы Вагнер «мог свободно расправить могучие крылья своего гения в чистом воздухе восхитительного искусства».

Благодаря Людвигу II гений Вагнера смог раскрыться во всей своей полноте. «Он такой благородный, такой эмоциональный, – писал Вагнер после первой встречи, – что боюсь, как бы его жизнь не пропала в этом жестоком мире. Мне так повезло; только б он жил...» Людвиг оказал любимому композитору неоценимую помощь. И поэтому написанные впоследствии оперы Вагнера «Кольцо нибелунгов» и «Парсифаль» можно считать и творениями Людвига. При том, что он абсолютно не имел музыкального слуха.

Король и композитор строили грандиозные планы. Они собирались построить в Мюнхене грандиозный новый оперный театр, подобного которому нигде не было как по акустике, так по внешнему виду. Оба мечтателя хотели, чтобы он выглядел как стеклянный дворец. Людвиг хотел сделать Мюнхен музыкальной столицей Германии, подобный Вене.

Подобные проекты пришлись не по душе и правительству, и королевской семье, и богатым жителям Мюнхена. И дело не только в солидных суммах, нужных для реализации этих затей, хотя композитору король назначил 15 тыс. марок пенсии. В Мюнхене не любили самого Вагнера!

Газета «Баварский курьер» писала: «Зло, которое этот чужак принес в нашу страну, сравнимо с нашествием саранчи. Этот платный сочинитель, этот бунтовщик, который в 1849 г. с бандой головорезов собирался взорвать королевский дворец в Дрездене, теперь хочет изолировать нашего короля и использовать его для своих революционных идей». Вагнера обвиняли в том, что он проповедует безбрачие королю, называли его «злым духом» Людвига. Наконец, композитора обвиняли в том, что он масон и прислан противными пруссаками обратить баварцев в протестантство! Холодная война за Вагнера шла с правительством Баварии около полутора лет и закончилась поражением короля. Людвига вынудили предложить композитору уехать из Мюнхена. В прощальном письме король писал ему: «Невозможно выразить словами мою боль. Но мы не можем предать наши идеалы и нарушить дружеские отношения. Я поступил так во имя вашего покоя». В годы «изгнания» Вагнера Людвиг неоднократно его навещал, но это не афишировалось. В 1866 г., когда между Австрией и Пруссией разразилась война, Людвигу не удалось сохранить нейтралитет, и Баварии надо было принять чью-то сторону. За советом, по утверждениям ряда историков, король тайно ездил к... Вагнеру. 

 

Его театр

Ежегодно в середине лета в баварском Байройте проходит фестиваль «Байройтер Фестшпиле» (Bayreuther Festspiele), на котором звучит только музыка Вагнера. По многим оценкам это самый престижный музыкальный фестиваль мира. Место проведения – театр «Фестшпильхаус» (Festspielhaus), построенный в 1876 г. по проекту Вагнера при поддержке баварского короля Людвига II. Чтобы попасть сюда, места надо бронировать чуть ли не за 10 лет. Многие зрители здесь встречаются из года в год, имеют персональные места. Нередко они переходят к детям, а потом к внукам.

Создавая свой театр, Вагнер впервые в практике строительства концертно-театральных помещений опустил оркестр вместе с дирижером в оркестровую яму. Да еще и прикрыл ее панелями. Дирижер во время спектакля сидит, а музыканты расположены на ступенях уходящего вниз от него амфитеатра. Звук из ямы сначала устремляется между панелями к заднику сцены, а затем, отразившись от него, уходит в зал, «подхватывая» по пути голоса солистов. При этом и слова можно хорошо разобрать, и музыку слышно прекрасно. В театре Вагнера можно петь даже спиной к залу. Музыка здесь звучит поистине волшебно.

В зале нет каменных и звукопоглощающих поверхностей (ковров, гардин, гобеленов). Стены, колонны, потолок, кресла сделаны из дерева. Никаких помех для звука. Кроме того, Вагнер погрузил зрительный зал в темноту – сегодня это кажется естественным, а до того спектакли шли при свете, что провоцировало к разглядыванию пришедших на спектакль. Не отвлекал внимание зрителей и упрятанный в яму, невидимый для публики дирижер.

Но кресла в театре Вагнера, пожалуй, самые неудобные в мире. Жесткие, без мягкой набивки и подлокотников. Со времени премьеры их конструкция не менялась. Сидя на таком кресле, не заснешь и поневоле сосредоточишься на музыке, считал Вагнер.

 

Его жены и любовницы

Вагнер был страстный, увлекающийся человек. Тем более что на лицо он был «истинный ариец» ‑ большой открытый лоб, голубые глаза, мужественный вдохновенный взгляд, волевой подбородок, чеканный профиль. И, конечно, знаменитый романтический берет. Бесспорно, он был очень привлекателен. Хотя и не удался ростом – всего 1 м 52 см. Был ли он реально тем «казановой», которым его нередко называют? Собственно, всего у него были две жены и четыре любовницы, не считая нескольких мелких интрижек. Не так уж много на 70 лет жизни.

Руки своей первой жены – актрисы Минны Планер – Вагнер добивался два года. Он познакомился с ней в Магдебургском театре, где работал дирижером. В 1836 г. состоялась свадьба. Вагнеру было – 23 года, Минне – 26. У молодой супруги уже была дочь, которую она родила в 15 лет (!). Скрывая это, Минна называла дочь своей младшей сестрой. Брак продлился 25 лет и состоял, в основном, из ссор, сцен ревности и примирений.

Уже в первый год их совместной жизни Мина дважды уходила от Вагнера. Она была неплохой хозяйкой, умела устроить быт в самых стесненных обстоятельствах, очень поддержала мужа в труднейший «парижский период». Но от Вагнера ее отделяла непреодолимая пропасть – разница интеллектов.

Во время одного из швейцарских периодов Вагнера в житейских дела ему помогала Джесси Лоссо, молодая жена крупного виноторговца из Бордо, а ее мать обязалась ежегодно выплачивать композитору ему пенсион в размере трех тысяч франков.

В 1850 г. три недели Вагнер провел в Бордо в доме красавицы и умницы Джесси. Между ними завязались отношения, которые, однако, впоследствии переросли в скандал: любовники собрались бежать в Грецию или даже в Малую Азию – подальше от постылой Вагнеру Европы. Муж сначала грозился убить соперника, но потом призвал на помощь полицию, чтобы сохранить брак. А Вагнеру пришлось покинуть Бордо. 

В 1857 г. Отто Везендонк, очередной финансовый покровитель Вагнера, по просьбе своей жены Матильды Везендонк, поселил опального композитора у себя на вилле у Цюрихского озера в специально построенном домике. Вагнер «отблагодарил» мецената, влюбившись в госпожу Везендонк. Чувство было очень сильным и взаимным. Именно Матильда Везендонк вдохновила композитора на создание романтической оперы «Тристан и Изольда».

Насколько далеко зашли отношения, трудно сказать, во всяком случае, Матильда не бросила мужа. При том, что она ничего не скрывала от него. Позднее Вагнер писал, «она со времени первого нашего знакомства неустанно и тактично заботилась обо мне, все, что только могло облегчить мою жизнь, она сумела получить от своего мужа,... она никогда не скрывала от мужа своих сердечных тайн и наконец убедила его отрешиться от всяких прав на нее». Новая влюбленность мужа стала для Минны последней каплей. Перехватив, однажды, любовное письмо, она, расскандалившись и с Матильдой, и с Вагнером, покинула Цюрих. На этом их брак окончательно распался.

Спустя три года после развода с Минной у Вагнера начинается роман с Козимой фон Бюлов, внебрачной дочерью его друга Ференца Листа, женой композитора и дирижера Ганса фон Бюлов, его ученика и одного из главных пропагандистов вагнеровских музыкальных идей.

Впоследствии фон Бюлов оставит о Вагнере такие строки: «Он в своих творениях возвышен, а в поступках – низок». Не удивительно: Вагнер увел у него жену.

Связью Вагнера с замужней дамой был обескуражен и его преданный поклонник Людвиг II, который в это время боролся за композитора с баварским парламентом. Узнав о романе, юный баварский король посчитал себя обманутым всем миром. Вагнер предал их дружбу! «Когда я воевал за него со всем миром, он занялся любовными интрижками». Но довольно скоро Вагнер был прощен.

Козима, молчаливая блондинка с пронзительными глазами и длинным носом, была на 24 года младше Вагнера. Она переехала к нему в 1866 г., после того как родила от Вагнера дочь, законный брак был оформлен только в августе 1870 г. К тому времени у Вагнера и Козимы было уже трое совместных детей.

Их брак оказался по-настоящему счастливым. Больше Вагнера не тянуло «на сторону». В новой жизни пришел конец неудачам, разочарованиям и безденежью. У него была любимая и любящая жена, вокруг – многочисленные почитатели его таланта. Все, наконец, наладилось.

В 1874 г. у Вагнера появился свой дом – вилла Ванфрид в баварском Байройте, где он поселился. Спустя два года сбылась главная мечта композитора – здесь же в Байройте открылся построенный по его проекту театр «Фестшпильхаус». Жизнь все-таки удалась.

В биографии композитора менее заметно представлены еще две дамы. В одном из источников указывается, что за пять лет до сближения с Козимой у него была любовная интрига с ее старшей сестрой, которая, как пишут, внешне была более привлекательной. А в 1864 г., скрываясь от кредиторов в Мариенфельде, Вагнер некоторое время проводит там с писательницей Элизой Вилле, с которой познакомился в Цюрихе.

 

Его смерть

Вагнер скончался 13 февраля 1883 г. от сердечного приступа в возрасте 70 лет в Венеции, куда приехал отдохнуть и напитаться новыми впечатлениями. Последние несколько месяцев своей жизни он прожил в апартаментах Casino di Venezia, где сегодня устроен второй после байройтского музей композитора. Смерть застала его за письменным столом. Он работал над литературным эссе «Женственность и человечество». На словах «любовная трагедия...» перо выпало из его рук.

Из Венеции Козима перевезла тело композитора в Байройт, где в саду у виллы Ванфрид он и нашел свое последнее пристанище. В 1930 г. рядом с ним была похоронена Козима, скончавшаяся на 93 году жизни. На плите из черного мрамора, покрывающей могилу, нет надписей и всегда лежат живые цветы. Рядом могилка любимой собаки Вагнера.

 

Как нацисты сбросили Вагнера с пьедестала

Вагнер написал около десятка литературных работ публицистического и музыкального эстетического характера, таких, например, как «Искусство и революция», «Художественное произведение будущего», «Опера и драма», а также скандальную статью «Евреи в музыке», за которую приобрел статус яростного антисемита. В XX в. о Вагнере стали говорить как о любимом композиторе Гитлера. С этим связан один исторический анекдот. В 1942 г. военный комендант Вены решил проверить на «арийскую чистоту» бюсты великих композиторов, выставленные на крыше Венской оперы. Искали Мендельсона, и скульптуру с самым крючковатым носом сбросили на землю. Впоследствии выяснилось, что это был бюст Вагнера.

 

Александр ПОПОВ

 

Другие статьи по теме «Саксония»
Лейпциг. Шопинг
Особенности курортной терапии
Баутцен. Тысячелетний город башен
Дрезден. Флоренция-на-Эльбе
Кемниц. Город модерна
Рудные горы. Земли Рождества
Гастрономические впечатления
Дрезден. Шопинг в Восточной Германии
Лейпциг. Городская панорама
Циттау и Гёрлиц. Немецкие шедевры европейского значения
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72